понедельник, 23 декабря 2013 г.

Глава 20. Рождение Баблоруба

У всякой крупной истории должно быть красивое начало, легенда, которую должно пересказывать младшим, чтобы они на ней учились. Однако, начало у моего блога было совсем простое, если не сказать примитивное. В конце 2007 года я узнал о возможности заработка на биржах ссылок и начал ставить их на свои сайты из тех, которые существовали, но не работали. Вначале это была биржа сквозных ссылок СпейсЛинкс, а потом я узнал о SAPE и XAP. Я с упоением ставил код этих бирж на мертвые проекты, с интересом наблюдая, как каждый день растет заработок, о котором я раньше не мог и подумать.

Сладкая история закончилась, так и не успев толком начаться. В декабре 2007 года Яндекс ввел какой-то фильтр, подчистую выкосивший в бан почти два десятка моих полупорталов на базе справочника, собираемого партнером в Нижнем Новгороде. Для существования самих порталов это ничего не меняло - их делали не для сбора траффика, а как продолжение рекламного проекта. А вот для моего на них заработка с ссылок означало, что расти он существенно не будет: те сайты, которые остались, замерли на довольно скромной сумме в месяц.

В то время сапопомешательство было обычной историей. Началось все с установки рядом вебмастеров кода биржи на живые и полезные сайты. А затем в топку полетел весь мусор, который плодили кто угодно (от школьников до пенсионеров) по всей стране. В ход шли даже сайты, непредназначенные ни для кого, кроме поиска. Их можно было бы назвать дорвеями, вот только траффика они не собирали, а значит, не вызывали у поиска желания их забанить. Главным было вхождение как можно большего числа страниц с таких сайтов в поисковый индекс. Чем больше страниц в индексе, тем больше страниц под продажу ссылок, тем выше заработок вебмастера.

Главенствовали две стратегии заработка на таких сайтах: создание многостраничных качественных сайтов - это долго, дорого и не совсем понятно в плане перспектив. И вторая базировалась на создании или покупке как можно большего числа сайтов. А там уже как повезет - закон больших чисел работал тогда чаще в положительную сторону в части заработка. Забегая вперед, первая стратегия в итоге окончательно победила.

Уже в 2007 году производство сайтов под продажу ссылок начало ставиться на поток - спрос рос каждый день. Основной схемой была следующая: распространенный движок (чаще всего WordPress), типовая бесплатная тема с незначительными изменениями (менялась шапка, иногда цветовое сочетание в таблице стилей), сканированный текст из книг (уникальность текста имела принципиальное значение).

Разумеется, производить сайты таким образом было затратно по времени. Средний сайт на 80-100 страниц надо было делать в течение дня, иногда двух, а стоил он от 30 до 100 долларов. Хорошие сайты забирали быстро, плохие долгое время вылеживались и уходили с большой скидкой. Вебмастера не выдерживали и бросали генерацию сайтов, ведь заработок в 1000-2000 долларов переставал казаться большим, когда ради него нужно было трудиться, не разгибаясь, из месяца в месяц. Тогда как покупатели этих сайтов выходили на куда большую прибыль в течение двух-трех месяцев после покупки и хвастались этим на форумах.

В итоге стихийность рынка породила монстра: на рынок продажи сайтов кинулись десятки голодных студентов и даже школьников. Они сбивали цены до 10 долларов за сайт, но выдавали на гора продукт, который и в индекс входил только через раз. Появились целые фермы по созданию сайтов, генерации и сканированию контента. Спрос тоже рос экспоненциально. Каждый старался ухватить хоть немного счастья в заработках в Интернете и купить доходоприносящий сайт.

Я почуял, что могу заработать на этой спонтанно растущей нише. Но что я мог в тот момент? Покупать готовые сайты? У меня был определенный дефицит средств. Создавать свои? Мне не хватало мощностей. Я выбрал продажу лопаты. Кто-то копает, а кто-то продает для этого лопаты. Зачем платить 10 долларов за сателлит от школьника, если ты можешь сделать примерно такой же сам?

Мне сразу показалось странным, что рынок не имел специализированной системы для быстрой генерации простых сайтов под продажу ссылок. Когда я выложил первую версию системы управления сайтом Satellite-X на форум SearchEngines, это было первым таким движком. Корявым, с небольшими возможностями, но все же сильно сокращавшим труд по созданию сайтов на тысячи страниц под продажу ссылок.

Начальная стоимость скрипта была 10 долларов. Мне казалось странным просить больше за подобный труд. Кроме того, хотелось набрать лояльную базу покупателей. Мои ночи в то время превратились в дни - я спал не больше 2-3 часов в сутки. Было несколько случаев, когда я не спал по 2 суток подряд. Я писал код, затем рассылал обновления, параллельно поддерживая активность в теме на форуме и помогая покупателям настроить движок на их хостингах и серверах.

Вот где-то в этот момент и появился блог. Он появился, как информационный канал для связи со своим потребителем. Мне казалось забавным, что все вокруг заводят так называемые сеоблоги и пишут в них о своих заработках. Конечно, к тому времени уже существовали довольно крепкие и популярные околобизнес-блоги Крайнова, Давыдова, но именно сеоблогов было мало. Движение бомжей тогда еще только начиналось - под бомжеванием понималось, что вебмастер обязывался показать публично свой путь к заработку на квартиру.

В среде вебмастеров вдруг стало считаться важным поддерживать определенную открытость по отношению к своим заработкам. Да, анонимную - никто не раскрывал своей личности, прячась за странными географическими никами вроде "Калининградский бомж" или самопридуманными прозвищами. Но такое это было время.

Я много занимался творчеством в университете, я писал тексты еще учась в школе. Я хорошо владею словом. Возможно не самым литературным, но уж точно умею влиять им на души людей. Я знал это еще до того, как завел блог. Поэтому идея с тем, чтобы его открыть, наложившись на идею о заработке на собственном движке дала такой странный результат: я зашел на blogger.com и нажал Начать блог. Я вдруг захотел писать снова.

Почему "Баблоруб"? Не знаю. Скорей всего потому, что masterx был занят. Было занято и master-x и вообще любые сочетания на эту тему. Помню, что потратил несколько минут, перебирая их. Мне всегда нравилось слово "Master" - оно переводится с английского как "Хозяин". Это слово всегда мне нравилось больше чем "Предприниматель" или тем более "Бизнесмен". В слове "Хозяин" заложено намного больше чем в существительном, произошедшем от глагола "предпринимать". Хозяин - это человек, который владеет. Владеет прежде всего своей судьбой, своей волей идти в нужную ему сторону. Можно быть предпринимателем, но не быть хозяином - я знал множество таких людей. После них всегда оставалось выжженное поле. Поэтому я считаю "Предприниматель" словом с испорченной кармой. А вот мастер, хозяин - совсем другое дело. Однако, с ником для блога на эту тему мне не повезло.

Есть другое слово, означающее людей, которые зарабатывают на чем-либо: "Манимейкер". В то время так называли в основном вебмастеров, которые извлекали прибыль из Интернета. Если попытаться перевести это слово на русский, то получится "Деньгоделатель". Но это слово даже хуже, чем его английский аналог. А вот "Баблоруб" - отличный синоним. Это была вспышка, реализовавшаяся в набор букв, после чего данное прозвище вошло в мое жизнь уже накрепко.

Это тем более странно, что за все мои тридцать до того лет, у меня не было прозвищ, если не считать двухмесячного пребывания в детском санатории, где меня звали "Шефом". Не потому что я был начальником - прозвище оказалось распределительным из ролевой игры между детьми. Мне досталась роль шефа полиции, и хоть игра не продлилась и недели, мне пришлось ходить с этим прозвищем до конца смены.

Блог не взлетел сразу. Он не взлетел и через месяц, и через два. И даже через три. Он рос так медленно, что временами я впадал в отчаяние. Первые комментарии были в основном от тех, с кем я стал поддерживать активное общение, после того, как занялся созданием Satellite-X. Это были и мои первые клиенты, и те, с кем я общался на форуме. А также сеоблоггеры - большинство из них давно ничего не пишет.

Это нормально, что блог малоизвестного автора в основном комментируют его друзья, такие же малопосещаемые блоггеры. Все они пишут от непонятной тоски по буквам внутри себя. Их почти никто не читает и чтобы хоть как-то заполнить пустоту, они начинают комментировать других блоггеров, а те отвечают в комментариях у них. Однако, со временем, все это приводит к тому, что какой-то пост привлекает внимание большого числа людей. Или круг читателей постепенно вырастает, и автор выстреливает. Появляются новые читатели, новые комментаторы, вырастает влияние на общество, в некоторых сферах тебя начинают принимать за лидера мнений. Удивительные в тот момент посещают ощущения - от полной эйфории до некоторого смущения от признания своих заслуг.

Знал и знаю людей, которые умели только писать тексты. Они стали популярными блоггерами, но в бизнесе никогда так и не стали ничего из себя представлять. Любой проект, который они начинали, заканчивался или ничем, или полным провалом. Нельзя придти в бизнес из блоггинга. Но из бизнеса в блоггинг запросто, даже если у тебя не самый лучший слог и умение складывать слова в тексты. Единственное, что хорошо получается у профессиональных блоггеров, это продолжать писать тексты.

Я писал в первые месяцы какой-то фантастический объем статей - в день могло выходить по 5-6 постов разного объема. Я дико экспериментировал со всеми способами влияния на аудиторию: комментировал других блоггеров, вступал в перепалки на форумах, даже покупал рекламу. Я не оставлял без ответа ни один комментарий. Придумывал какие-то конкурсы, публиковал отчеты с заработком. А в июле со второй попытки нащупал свой способ попасть в историю, написав первую Большую инструкцию. С тех пор их вышло много разных, но каждая собирала множество обратных ссылок, ретвитов, мнений и комментариев.

Сейчас, когда в блог написано больше трех тысяч статей, и мне приходится долго собираться с мыслями, чтобы написать новый пост и не повториться, я вспоминаю те дни с какой-то легкой грустью. Да, тогда не было того опыта, не было широких возможностей для пиара, не было огромного количества лояльных читателей, но как, черт побери, было приятно всего этого добиваться.

Блог несомненно изменил мой бизнес - не сам, но именно при его участии произошло многое из случившегося позднее. Это и мои сервисы по продаже софта и ссылок. Это также дало толчок к развитию турфирмы. Несомненно блог повлиял на изменение наклона вебстудии в сторону продвижения сайтов, и резкое увеличение количества клиентов не из Калининграда произошло от самого факта существования блога. Блог сделал мои взаимоотношения с некоторыми из поставщиков более прозрачными. Он упрочил мои позиции в некоторых нишах до уровня лидера мнений. Пусть начальная идея по созданию блога и была утилитарной, но как это часто бывает, со временем она выросла в нечто большее, чем просто место по публикации статей.

2 комментария:

  1. вы настоящий мастер, я редко до конца дочитываю статьи, а тут прямо зачитался. Лайк вам за такую статью не жалко поставить. Очень много интересной инфы, особенно про блогеров понравилось.

    ОтветитьУдалить