В середине 2007 года мне подвернулась возможность заработать немного денег со своих порталов. На сайте знакомств, где я в то время проводил много времени, мне удалось познакомиться с девушкой, работавшей в местной турфирме по бронированию гостиниц. Признаться, цели знакомства были совсем другие у обоих, но именно мои порталы заставили нас встретиться и начать сперва деловое сотрудничество.
В мой офис пришла девушка экзотической внешности по моим меркам, в широких сапогах и джинсовом комбинезоне-шортах. Мы обсуждали возможную передачу звонков, или, как теперь модно говорить, лидов, на телефон турфирмы. Взамен девушка гарантировала мне вознаграждение в размере примерно 20% от их прибыли. Я согласился. Сайты все равно простаивали. Если они могли приносить прибыль - почему бы и нет. В тот момент один из двух сайтов занимал сразу три первых места по "гостиницы калининграда", "гостиницы светлогорска" и "гостиницы зеленоградска". Продвижением сайтов я в то время не занимался, только присматривался к этой отрасли, но общие правила ранжирования знал уже тогда. Грамотный заголовок раздела, насыщение контентом - этого вполне хватало, чтобы хорошо ранжироваться в не слишком конкурентной тогда нише.
К моему удивлению лиды пошли почти сразу. И за пару месяцев сотрудничества я заработал что-то вроде двадцати - двадцати пяти тысяч рублей. Трудно сейчас судить, много это или мало. В тот момент вся студия приносила грязными порядка ста тысяч рублей в месяц. Это был приятный бонус ко всему остальному, сопровождавшему наше общение.
Так я познакомился со своей будущей супругой. Ирина была на семь лет меня младше, до Калининграда успела поработать в крупной московской туристической компании, но потом судьба закинула ее в наш город, где она и осталась. Не вдаваясь в подробности ее личной жизни, на момент знакомства мы оба уже были одиноки.
В какой-то момент мне показалось, что Ирина тратит время впустую, работая на дядю в чужой компании. Она фактически вела всю работу, тогда как основатели только снимали кэш и занимались бухгалтерией. Ирина сама обновляла сайт компании, сама обрабатывала все заявки, сама договаривалась с гостиницами о скидках, комиссиях и квотах. Было странно наблюдать это со стороны. И я предложил ей основать турфирму на двоих - мой первый и единственный удачный хантинг. Какое-то время она сомневалась, но в итоге приняла положительное решение. В начале 2008 года мы открыли совместное ООО, а уже весной начали продажи с наших новых сайтов, сделанных исключительно под бронирование гостиниц.
Туризм еще только собирался стать солидной частью нашего общего бизнеса, а я постепенно избавлялся от работы, связанной с полиграфией и сувениркой. Работы по сайтам стало много больше, а главное, все в сайтах было можно исправить, в отличие от брака в полиграфии.
С 2008 года началась и работа по продвижению сайтов. Вначале заказчиков почти не было - услуга в то время успехом не пользовалась. Но капля точит камень. Практически все мои клиенты, которых я привлек тогда, остались со мной на долгие годы. Эта работа дала мне одновременно и вектор будущего развития студии. Как только я начал получать деньги не раз от раза, а регулярно, каждый месяц - появилась возможность планирования расходов, которыми я до того занимался по мере возникновения проблемы.
Узнав, что я вернулся к работе с сайтами, ко мне потянулись заказчики с первой работы. С одной стороны, это мне льстило. С другой, смущало. Я не хотел переходить дорогу своему бывшему работодателю. Но клиенты убеждали меня, что с Ардисом покончено, и работать они если и будут, то только со мной.
Несмотря на все локальные успехи, денег категорически не хватало. Я практически ничего не тратил на себя и брался за любую работу, чтобы поддерживать существование компании. Я продолжал писать базы данных, работать в госпитале, писать сайты, продвигать сайты, брать заказы на полиграфию - делать все, что приносит деньги. Со стороны могло показаться, что ситуация выравнялась после того, как я ушел из семьи и фактически располовинил свой бюджет. Но по факту время от времени мне приходилось думать, где взять денег, чтобы заплатить за аренду или выплатить зарплату.
Мой партнер в середине года съехал в красивый офис в центре города, и я остался один в огромном холодном офисе на территории завода: расходы на аренду шагом выросли на четверть. Из сотрудников у меня остались только две девушки: менеджер по полиграфии и секретарь. Менеджер не занималась привлечением клиентов, а обслуживала имеющихся и выполняла роль водителя на своем стареньком БМВ. Чем занималась секретарь, я вообще затрудняюсь сказать, так как работы для нее было совсем немного.
Несколько позже партнер покинул и нашу квартиру, которую мы снимали на двоих - съехался со своей будущей женой. Наше годичное совместное проживание немного неожиданно для меня оборвалось. Теперь я и за место проживания должен был платить вдвое больше.
Вытягивать аренду стало крайне трудно, но я справлялся, пока арендодатель вдруг не решил поднять ее на тридцать процентов. И вот тут я понял, что пришло время что-то менять. Что восемьдесят квадратов неотапливаемой площади с шестиметровыми потолками на троих человек - это слишком. Тем более, что все мои клиенты предпочитали встречаться на своей территории, а сам офис никогда не был привлекательным проходным местом.
И я съехал. Съехал в двухкомнатную квартиру, которую снимал. Гостиная после переезда партнера освободилась: в ней я разместил столы вдоль одной стены. В коридоре поставил шкафы для папок. Хозяйка квартиры была несколько удивлена моей активностью, но ворчала недолго и поднимать плату не стала. Я же остался жить в спальне в конце квартиры, которую занимал и до этого.
В квартире был стационарный телефон, на который я сразу же подключил факс и ADSL-модем. В итоге офис практически не пострадал в своей работоспособности, более того, я получил возможность работать по ночам, чего раньше сделать не мог - офис на территории завода я должен был покинуть до восьми вечера, чтобы охрана не заперла меня внутри здания.
Однако, не все пережили переезд. Я уволил секретаря. Ей уже не было места в компании. Я сокращал издержки во всех направлениях. Сейчас уже трудно вспомнить момент расставания: кажется, до того она в чем-то провинилась по работе и приняла это на свой счет как причину увольнения. В ее глазах стояли слезы. Я что-то пробормотал, сунул в руку расчет - мы встретились на улице - и попрощался. Начиналась новая жизнь.
Удивительно, но клиенты приняли мой переезд вполне лояльно. Некоторые даже высказывали определенное одобрение подобному выбору, хотя завидовать было нечему: я снимал абсолютно разбитую двушку, единственным преимуществом которой была близость к центру. Старые дощатые полы, отваливающиеся обои, плохо прилегающие к косякам двери, запах затхлости - все это должно было приводить меня в состояние тоски и печали. Однако, за год я настолько привык к обстановке, что не замечал всех этих проблем.
2008 год ознаменовался для меня еще и началом ведения личного блога. Из эксперимента с аудиторией вебмастеров он превратился в один из самых известных в своей нише и сделал меня лидером мнений, к которому прислушиваются не только по вопросам продвижения сайтов. Сейчас уже трудно вспомнить, насколько было трудно заставлять себя писать статьи, когда предыдущие остались без комментариев, а посещаемость почти не росла. Я писал как автомат, компенсируя все те годы писательского молчания после университета, уговаривая, что известность придет позже. Сегодня, после более чем трех с половиной тысяч постов в блог мне трудно заставить писать в него себя уже совсем по другим причинам.
Блог послужил стартовой основой продаж софта для заработка на сайтах. Я вовремя почувствовал быстро растущую нишу продажи ссылок, но предпочел зарабатывать в ней, продавая лопаты. Софт для быстрого создания сайтов под продажу ссылок за все время продаж принес мне около тридцати тысяч долларов. Немного, но и стоил он от десяти до сорока долларов за копию.
В этом же году появился и клуб Баблорубов, сначала как форум для поддержки софта, но впоследствии став одним из знаковых закрытых клубов вебмастеров, существующих и поныне. Сегодня меня в этом клубе почти не бывает, но это не мешает ему быть популярным местом для общения, привлекающем все новых пользователей.
Это был и последний год существования филиала в Нижнем Новгороде. Фактически он прекратил свое существование весной 2008 года и перешел под контроль моего бывшего менеджера по обоюдному согласию. РЕМАРКА стала просто субподрядчиком для своего бывшего филиала. Как ни странно, это оказалось прибыльным для обоих сторон.
Весь год был насыщен яркими поворотными событиями, после которых моя жизнь и мой бизнес изменились до неузнаваемости. По сути я начал все с чистого листа, но на старом фундаменте накопленных ошибок за предыдущих три года. Конечно, потом были и новые ошибки, но все же они не идут ни в какое сравнение с теми, что были в начале бизнеса.
Главное в бизнесе, начатом с нуля без вложений со стороны - выстоять первые три года. Выстоял? Смог? Справился? Отлично. Теперь можешь получить диплом о выпуске с факультета бизнеса и, наконец, пойти во взрослую жизнь!
В мой офис пришла девушка экзотической внешности по моим меркам, в широких сапогах и джинсовом комбинезоне-шортах. Мы обсуждали возможную передачу звонков, или, как теперь модно говорить, лидов, на телефон турфирмы. Взамен девушка гарантировала мне вознаграждение в размере примерно 20% от их прибыли. Я согласился. Сайты все равно простаивали. Если они могли приносить прибыль - почему бы и нет. В тот момент один из двух сайтов занимал сразу три первых места по "гостиницы калининграда", "гостиницы светлогорска" и "гостиницы зеленоградска". Продвижением сайтов я в то время не занимался, только присматривался к этой отрасли, но общие правила ранжирования знал уже тогда. Грамотный заголовок раздела, насыщение контентом - этого вполне хватало, чтобы хорошо ранжироваться в не слишком конкурентной тогда нише.
К моему удивлению лиды пошли почти сразу. И за пару месяцев сотрудничества я заработал что-то вроде двадцати - двадцати пяти тысяч рублей. Трудно сейчас судить, много это или мало. В тот момент вся студия приносила грязными порядка ста тысяч рублей в месяц. Это был приятный бонус ко всему остальному, сопровождавшему наше общение.
Так я познакомился со своей будущей супругой. Ирина была на семь лет меня младше, до Калининграда успела поработать в крупной московской туристической компании, но потом судьба закинула ее в наш город, где она и осталась. Не вдаваясь в подробности ее личной жизни, на момент знакомства мы оба уже были одиноки.
В какой-то момент мне показалось, что Ирина тратит время впустую, работая на дядю в чужой компании. Она фактически вела всю работу, тогда как основатели только снимали кэш и занимались бухгалтерией. Ирина сама обновляла сайт компании, сама обрабатывала все заявки, сама договаривалась с гостиницами о скидках, комиссиях и квотах. Было странно наблюдать это со стороны. И я предложил ей основать турфирму на двоих - мой первый и единственный удачный хантинг. Какое-то время она сомневалась, но в итоге приняла положительное решение. В начале 2008 года мы открыли совместное ООО, а уже весной начали продажи с наших новых сайтов, сделанных исключительно под бронирование гостиниц.
Туризм еще только собирался стать солидной частью нашего общего бизнеса, а я постепенно избавлялся от работы, связанной с полиграфией и сувениркой. Работы по сайтам стало много больше, а главное, все в сайтах было можно исправить, в отличие от брака в полиграфии.
С 2008 года началась и работа по продвижению сайтов. Вначале заказчиков почти не было - услуга в то время успехом не пользовалась. Но капля точит камень. Практически все мои клиенты, которых я привлек тогда, остались со мной на долгие годы. Эта работа дала мне одновременно и вектор будущего развития студии. Как только я начал получать деньги не раз от раза, а регулярно, каждый месяц - появилась возможность планирования расходов, которыми я до того занимался по мере возникновения проблемы.
Узнав, что я вернулся к работе с сайтами, ко мне потянулись заказчики с первой работы. С одной стороны, это мне льстило. С другой, смущало. Я не хотел переходить дорогу своему бывшему работодателю. Но клиенты убеждали меня, что с Ардисом покончено, и работать они если и будут, то только со мной.
Несмотря на все локальные успехи, денег категорически не хватало. Я практически ничего не тратил на себя и брался за любую работу, чтобы поддерживать существование компании. Я продолжал писать базы данных, работать в госпитале, писать сайты, продвигать сайты, брать заказы на полиграфию - делать все, что приносит деньги. Со стороны могло показаться, что ситуация выравнялась после того, как я ушел из семьи и фактически располовинил свой бюджет. Но по факту время от времени мне приходилось думать, где взять денег, чтобы заплатить за аренду или выплатить зарплату.
Мой партнер в середине года съехал в красивый офис в центре города, и я остался один в огромном холодном офисе на территории завода: расходы на аренду шагом выросли на четверть. Из сотрудников у меня остались только две девушки: менеджер по полиграфии и секретарь. Менеджер не занималась привлечением клиентов, а обслуживала имеющихся и выполняла роль водителя на своем стареньком БМВ. Чем занималась секретарь, я вообще затрудняюсь сказать, так как работы для нее было совсем немного.
Несколько позже партнер покинул и нашу квартиру, которую мы снимали на двоих - съехался со своей будущей женой. Наше годичное совместное проживание немного неожиданно для меня оборвалось. Теперь я и за место проживания должен был платить вдвое больше.
Вытягивать аренду стало крайне трудно, но я справлялся, пока арендодатель вдруг не решил поднять ее на тридцать процентов. И вот тут я понял, что пришло время что-то менять. Что восемьдесят квадратов неотапливаемой площади с шестиметровыми потолками на троих человек - это слишком. Тем более, что все мои клиенты предпочитали встречаться на своей территории, а сам офис никогда не был привлекательным проходным местом.
И я съехал. Съехал в двухкомнатную квартиру, которую снимал. Гостиная после переезда партнера освободилась: в ней я разместил столы вдоль одной стены. В коридоре поставил шкафы для папок. Хозяйка квартиры была несколько удивлена моей активностью, но ворчала недолго и поднимать плату не стала. Я же остался жить в спальне в конце квартиры, которую занимал и до этого.
В квартире был стационарный телефон, на который я сразу же подключил факс и ADSL-модем. В итоге офис практически не пострадал в своей работоспособности, более того, я получил возможность работать по ночам, чего раньше сделать не мог - офис на территории завода я должен был покинуть до восьми вечера, чтобы охрана не заперла меня внутри здания.
Однако, не все пережили переезд. Я уволил секретаря. Ей уже не было места в компании. Я сокращал издержки во всех направлениях. Сейчас уже трудно вспомнить момент расставания: кажется, до того она в чем-то провинилась по работе и приняла это на свой счет как причину увольнения. В ее глазах стояли слезы. Я что-то пробормотал, сунул в руку расчет - мы встретились на улице - и попрощался. Начиналась новая жизнь.
Удивительно, но клиенты приняли мой переезд вполне лояльно. Некоторые даже высказывали определенное одобрение подобному выбору, хотя завидовать было нечему: я снимал абсолютно разбитую двушку, единственным преимуществом которой была близость к центру. Старые дощатые полы, отваливающиеся обои, плохо прилегающие к косякам двери, запах затхлости - все это должно было приводить меня в состояние тоски и печали. Однако, за год я настолько привык к обстановке, что не замечал всех этих проблем.
2008 год ознаменовался для меня еще и началом ведения личного блога. Из эксперимента с аудиторией вебмастеров он превратился в один из самых известных в своей нише и сделал меня лидером мнений, к которому прислушиваются не только по вопросам продвижения сайтов. Сейчас уже трудно вспомнить, насколько было трудно заставлять себя писать статьи, когда предыдущие остались без комментариев, а посещаемость почти не росла. Я писал как автомат, компенсируя все те годы писательского молчания после университета, уговаривая, что известность придет позже. Сегодня, после более чем трех с половиной тысяч постов в блог мне трудно заставить писать в него себя уже совсем по другим причинам.
Блог послужил стартовой основой продаж софта для заработка на сайтах. Я вовремя почувствовал быстро растущую нишу продажи ссылок, но предпочел зарабатывать в ней, продавая лопаты. Софт для быстрого создания сайтов под продажу ссылок за все время продаж принес мне около тридцати тысяч долларов. Немного, но и стоил он от десяти до сорока долларов за копию.
В этом же году появился и клуб Баблорубов, сначала как форум для поддержки софта, но впоследствии став одним из знаковых закрытых клубов вебмастеров, существующих и поныне. Сегодня меня в этом клубе почти не бывает, но это не мешает ему быть популярным местом для общения, привлекающем все новых пользователей.
Это был и последний год существования филиала в Нижнем Новгороде. Фактически он прекратил свое существование весной 2008 года и перешел под контроль моего бывшего менеджера по обоюдному согласию. РЕМАРКА стала просто субподрядчиком для своего бывшего филиала. Как ни странно, это оказалось прибыльным для обоих сторон.
Весь год был насыщен яркими поворотными событиями, после которых моя жизнь и мой бизнес изменились до неузнаваемости. По сути я начал все с чистого листа, но на старом фундаменте накопленных ошибок за предыдущих три года. Конечно, потом были и новые ошибки, но все же они не идут ни в какое сравнение с теми, что были в начале бизнеса.
Главное в бизнесе, начатом с нуля без вложений со стороны - выстоять первые три года. Выстоял? Смог? Справился? Отлично. Теперь можешь получить диплом о выпуске с факультета бизнеса и, наконец, пойти во взрослую жизнь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий