Городские порталы я делал и раньше. Но для себя. Сначала был проект "Балтийский портал", по телефонам на котором до сих пор названивают представители федеральных компаний, надеясь заманить несуществующих журналистов на свои презентации новых продуктов. Потом была разработка сетки сайтов для Нижнего Новгорода, из которых выжил только головной сайт для "Золотой книги". Я никогда не придавал этим проектам много значения: у меня не было журналистов, не было достаточного ресурса по времени, а заполнение контентом до сих пор идет путем копирования из других публичных источников. Ничего особенного и уникального в качестве содержания своим порталам я предложить не мог.
В то же время тема порталов сильно оживилась в 2007 году. Пресса почувствовала дыхание в спину Интернета. В силу вошел сайт "Калининград.ру", позднее потерявший свой домен и сменивший торговое имя на "Новый Калининград". Но тогда он являлся единственным городским новостным сайтом с высокой посещаемостью. Ходили даже слухи, что его может выкупить Голден Телеком за космические для Калининграда 250 тысяч долларов. Но то ли сделка не состоялась, то ли слухи были неверными, но портал и сегодня в тех же руках.
Однако, его популярность не давала спокойно сидеть на месте многим. В гонку за новостную и форумную аудиторию включились такие холдинги, как "Западная пресса", издающая на территории области, например, Комсомолку. И газета "Дворник" - крупнейшая бесплатная газета в городе. Западная пресса выходила на меня, как разработчика, но в итоге остановилась на другой компании - я не попал даже на собеседование. С Дворником, куда ушла работать моя старая знакомая и заказчик Лина с поста главного редактора делового журнала, мои переговоры были более плодотоворными. Лина шла в Дворник именно для того, чтобы поднимать новостной интернет-портал, но коммерческая политика оставалась в ведении собственника, и в итоге решение было принято в пользу собственного коллектива программистов и платформы Битрикс. В итоге это обошлось Дворнику в три раза дороже и в два раза дольше, но на сегодня я бы признал это решение правильным, портал - это продукт, требующий постоянного развития и доработки. Постоянный программист необходим для проектов такого уровня.
Однако, еще один городской портал я в итоге разработал. Одно из агентств недвижимости в городе давно выпускало собственную газету под тем же названием. Газета распространялась по стойкам в банках и офисных зданиях, пользовалась определенной популярностью в деловой среде. Коньком этой газеты были аналитические и обзорные статьи от признанных в своей сфере экспертов. Конечно, некоторые фигуры вызывали к себе критическое отношение, но нельзя было не признать, что они находятся в самой гуще событий. А, значит, их мнение заслуживало, как минимум, пристального внимания.
Редакторский коллектив газеты не захотел оставаться в стороне от общего портального тренда и стал искать разработчика. И вот здесь тендер выиграл уже я. Как потом оказалось, что чашу весов в мою пользу склонило то, что наша компания поддерживала сеть собственных порталов.
Все в этом проекте было особенным. Я не удивился тому, как долго клиент размышлял перед принятием решения. Я выставил почти запредельную, как мне казалось сумму за разработку новостного движка - 70 тысяч рублей, и нервно ожидал решения.
Над сайтом, над его креативной частью должна была работать группа экспертов. Это были в основном те же самые фигуры, которые давали комментарии по поводу тех или иных событий в газете. Почему именно они должны были решать, каким быть сайту - мне было непонятно.
Тем не менее, почти каждую неделю от 6 до 12 человек собирались за круглым столом и о чем-то говорили в течение 2-3 часов.
Первые два месяца я скромно помалкивал: многих из людей за столом я знал только по газетам и телевидению. Но чем больше я слушал, тем больше понимал, что никакого движения, если кто-то не возьмет все в свои руки, не будет. Было много слов и крайне мало - руководства для действия. Рабочая группа бесконечно долго обсуждала вид меню, а потом вдруг скатывалась в дискуссию о названии пары пунктов меню - делать их вообще или нет и какими. Выработка технического задания шла микроскопическими темпами, и я начал сомневаться, что вообще когда-то приступлю к программированию.
В конце второго месяца мне надоело молчать, и я взял слово. Я был удивлен, но меня не только выслушали, со мной согласились почти по всем пунктам. Видимо, к тому времени большинству просто надоело спорить друг с другом по мелочным поводам.
В течение двух недель техническое задание было сформулировано, и я, наконец, приступил к созданию движка. Новостные системы не столько сложны, сколь уникальны по своим свойствам. Множество перекрестных справочников, сложная форма для публикации статьи - необходимо учитывать десятки критериев, чтобы упростить работу редакторов и не плодить ненужных модулей. Какая бы система не бралась за начальную для разработки портала, со временем она перестает ее напоминать, столько появляется всевозможных добавок. Поэтому иногда проще сделать все с нуля.
Разработка постоянно стопорилась в самых невероятных местах. Например, мы несколько недель потратили на обсуждение того, что должно быть на шапке сайта. И в то же время таким важным вопросам, как работа с контентом, создание коллектива журналистов, реализация технической поддержки после окончания разработки проекта практически не уделялось внимания. Даже вопрос хостинга решался в самый последний момент.
Вдруг в самые последние дни выяснилось, что до сих пор не ясна финансовая модель портала, а именно как он будет зарабатывать себе на жизнь. Предполагалось, что он станет центром вселенной, мостом, соединяющим большую Россию с Калининградской областью. Но чем дальше шла работа, тем громче становился голос разума. Наконец, были услышаны мои советы по рекламе сайта, по реализации рекламы на самом портале. Мне тогда искренне хотелось, чтобы сайт занял достойное место в ряду городских новостных сайтов.
Наконец, спустя восемь месяцев сайт увидел свет. Сначала его наполняли старыми материалами газеты, потом заносили уже новые статьи, в том числе подготовленные исключительно для портала. Вышел номер газеты, посвященный торжественному открытию нового сайта города. И... ничего не случилось. Сайт не стартовал ракетой к большому удивлению его создателей.
Проект продолжал поддерживаться материнским изданием, но посещаемость его не поднималась выше 60-100 человек в сутки. Реклама тоже не продавалась - рекламодатели не хотели платить явно завышенную цену за размещение на молодом сайте. Вдобавок оказалось, что проекту нужен еще и системный администратор, технический специалист, способный выполнять некоторые простые действия в случае каких-то мелких доработок или неисправностей.
Я продолжал давать консультации, но уже просто потому, что по-прежнему хотел видеть свой продукт в первых строках поисковых систем и на устах в городе. Сначала появился системный администратор, потом бюджет на поисковое продвижение, цены на рекламу упали. Спустя пару месяцев посещаемость стала неуклонно расти и сегодня в хороший день колеблется около тысячи человек в сутки.
Подкосил рост проекта кризис 2008-2009 года. Поскольку проект был дочерним для агентства недвижимости, то в кризис финансирование его было резко сокращено, что вызвало увольнение части персонала и задержку зарплаты второй части. Но с оттаиванием рынка недвижимости и газета, и портал получили второй шанс, хотя уже не и претендуя на первые места новостного олимпа - к тому времени проекты Западной прессы и Дворника устойчиво заняли второе и третье место по посещаемости в регионе.
Последний передел рынка городских порталов произошел в октябре 2009 года, когда домен Kaliningrad.ru сменил контролирующее его лицо. Домен и до этого формально принадлежал не владельцу одноименного сайта, а городскому провайдеру. В результате ряда неизвестных манипуляций домен сменил прописку и спустя месяц на нем открылся другой городской портал никому неизвестной новой компании с корнями, уходящими в сторону администрации области.
Старому сайту дали трое суток на то, чтобы он успел сообщить о переезде. Владельцу сайта ничего не оставалось, как купить новый домен NewKaliningrad.ru и перебраться на него, потеряв индексацию и тысячи посетителей из закладок. Но вот она сила сарафанного радио! Сотни добровольных помощников сообщили читателям своих блогов и просто знакомым в городе, что сайт переехал. И в течение месяца сайт восстановил 50% прежней посещаемости, а в течение полугода вернул ее целиком и продолжил расти. Сегодня это по праву крупнейший новостной ресурс города и области, ежедневно собирающий около 36 тысяч посетителей. Ближайший преследователь - сайт от Западной прессы, отстает более чем вдвое.
Всего в городе сегодня насчитывается около десятка различных сайтов, претендующих на звание городского портала, но только четыре из них имеют посещаемость свыше 5 тысяч человек, а все остальные едва дотягивают до тысячи. Тема порталов в городе теперь закрыта всерьез и надолго.
В то же время тема порталов сильно оживилась в 2007 году. Пресса почувствовала дыхание в спину Интернета. В силу вошел сайт "Калининград.ру", позднее потерявший свой домен и сменивший торговое имя на "Новый Калининград". Но тогда он являлся единственным городским новостным сайтом с высокой посещаемостью. Ходили даже слухи, что его может выкупить Голден Телеком за космические для Калининграда 250 тысяч долларов. Но то ли сделка не состоялась, то ли слухи были неверными, но портал и сегодня в тех же руках.
Однако, его популярность не давала спокойно сидеть на месте многим. В гонку за новостную и форумную аудиторию включились такие холдинги, как "Западная пресса", издающая на территории области, например, Комсомолку. И газета "Дворник" - крупнейшая бесплатная газета в городе. Западная пресса выходила на меня, как разработчика, но в итоге остановилась на другой компании - я не попал даже на собеседование. С Дворником, куда ушла работать моя старая знакомая и заказчик Лина с поста главного редактора делового журнала, мои переговоры были более плодотоворными. Лина шла в Дворник именно для того, чтобы поднимать новостной интернет-портал, но коммерческая политика оставалась в ведении собственника, и в итоге решение было принято в пользу собственного коллектива программистов и платформы Битрикс. В итоге это обошлось Дворнику в три раза дороже и в два раза дольше, но на сегодня я бы признал это решение правильным, портал - это продукт, требующий постоянного развития и доработки. Постоянный программист необходим для проектов такого уровня.
Однако, еще один городской портал я в итоге разработал. Одно из агентств недвижимости в городе давно выпускало собственную газету под тем же названием. Газета распространялась по стойкам в банках и офисных зданиях, пользовалась определенной популярностью в деловой среде. Коньком этой газеты были аналитические и обзорные статьи от признанных в своей сфере экспертов. Конечно, некоторые фигуры вызывали к себе критическое отношение, но нельзя было не признать, что они находятся в самой гуще событий. А, значит, их мнение заслуживало, как минимум, пристального внимания.
Редакторский коллектив газеты не захотел оставаться в стороне от общего портального тренда и стал искать разработчика. И вот здесь тендер выиграл уже я. Как потом оказалось, что чашу весов в мою пользу склонило то, что наша компания поддерживала сеть собственных порталов.
Все в этом проекте было особенным. Я не удивился тому, как долго клиент размышлял перед принятием решения. Я выставил почти запредельную, как мне казалось сумму за разработку новостного движка - 70 тысяч рублей, и нервно ожидал решения.
Над сайтом, над его креативной частью должна была работать группа экспертов. Это были в основном те же самые фигуры, которые давали комментарии по поводу тех или иных событий в газете. Почему именно они должны были решать, каким быть сайту - мне было непонятно.
Тем не менее, почти каждую неделю от 6 до 12 человек собирались за круглым столом и о чем-то говорили в течение 2-3 часов.
Первые два месяца я скромно помалкивал: многих из людей за столом я знал только по газетам и телевидению. Но чем больше я слушал, тем больше понимал, что никакого движения, если кто-то не возьмет все в свои руки, не будет. Было много слов и крайне мало - руководства для действия. Рабочая группа бесконечно долго обсуждала вид меню, а потом вдруг скатывалась в дискуссию о названии пары пунктов меню - делать их вообще или нет и какими. Выработка технического задания шла микроскопическими темпами, и я начал сомневаться, что вообще когда-то приступлю к программированию.
В конце второго месяца мне надоело молчать, и я взял слово. Я был удивлен, но меня не только выслушали, со мной согласились почти по всем пунктам. Видимо, к тому времени большинству просто надоело спорить друг с другом по мелочным поводам.
В течение двух недель техническое задание было сформулировано, и я, наконец, приступил к созданию движка. Новостные системы не столько сложны, сколь уникальны по своим свойствам. Множество перекрестных справочников, сложная форма для публикации статьи - необходимо учитывать десятки критериев, чтобы упростить работу редакторов и не плодить ненужных модулей. Какая бы система не бралась за начальную для разработки портала, со временем она перестает ее напоминать, столько появляется всевозможных добавок. Поэтому иногда проще сделать все с нуля.
Разработка постоянно стопорилась в самых невероятных местах. Например, мы несколько недель потратили на обсуждение того, что должно быть на шапке сайта. И в то же время таким важным вопросам, как работа с контентом, создание коллектива журналистов, реализация технической поддержки после окончания разработки проекта практически не уделялось внимания. Даже вопрос хостинга решался в самый последний момент.
Вдруг в самые последние дни выяснилось, что до сих пор не ясна финансовая модель портала, а именно как он будет зарабатывать себе на жизнь. Предполагалось, что он станет центром вселенной, мостом, соединяющим большую Россию с Калининградской областью. Но чем дальше шла работа, тем громче становился голос разума. Наконец, были услышаны мои советы по рекламе сайта, по реализации рекламы на самом портале. Мне тогда искренне хотелось, чтобы сайт занял достойное место в ряду городских новостных сайтов.
Наконец, спустя восемь месяцев сайт увидел свет. Сначала его наполняли старыми материалами газеты, потом заносили уже новые статьи, в том числе подготовленные исключительно для портала. Вышел номер газеты, посвященный торжественному открытию нового сайта города. И... ничего не случилось. Сайт не стартовал ракетой к большому удивлению его создателей.
Проект продолжал поддерживаться материнским изданием, но посещаемость его не поднималась выше 60-100 человек в сутки. Реклама тоже не продавалась - рекламодатели не хотели платить явно завышенную цену за размещение на молодом сайте. Вдобавок оказалось, что проекту нужен еще и системный администратор, технический специалист, способный выполнять некоторые простые действия в случае каких-то мелких доработок или неисправностей.
Я продолжал давать консультации, но уже просто потому, что по-прежнему хотел видеть свой продукт в первых строках поисковых систем и на устах в городе. Сначала появился системный администратор, потом бюджет на поисковое продвижение, цены на рекламу упали. Спустя пару месяцев посещаемость стала неуклонно расти и сегодня в хороший день колеблется около тысячи человек в сутки.
Подкосил рост проекта кризис 2008-2009 года. Поскольку проект был дочерним для агентства недвижимости, то в кризис финансирование его было резко сокращено, что вызвало увольнение части персонала и задержку зарплаты второй части. Но с оттаиванием рынка недвижимости и газета, и портал получили второй шанс, хотя уже не и претендуя на первые места новостного олимпа - к тому времени проекты Западной прессы и Дворника устойчиво заняли второе и третье место по посещаемости в регионе.
Последний передел рынка городских порталов произошел в октябре 2009 года, когда домен Kaliningrad.ru сменил контролирующее его лицо. Домен и до этого формально принадлежал не владельцу одноименного сайта, а городскому провайдеру. В результате ряда неизвестных манипуляций домен сменил прописку и спустя месяц на нем открылся другой городской портал никому неизвестной новой компании с корнями, уходящими в сторону администрации области.
Старому сайту дали трое суток на то, чтобы он успел сообщить о переезде. Владельцу сайта ничего не оставалось, как купить новый домен NewKaliningrad.ru и перебраться на него, потеряв индексацию и тысячи посетителей из закладок. Но вот она сила сарафанного радио! Сотни добровольных помощников сообщили читателям своих блогов и просто знакомым в городе, что сайт переехал. И в течение месяца сайт восстановил 50% прежней посещаемости, а в течение полугода вернул ее целиком и продолжил расти. Сегодня это по праву крупнейший новостной ресурс города и области, ежедневно собирающий около 36 тысяч посетителей. Ближайший преследователь - сайт от Западной прессы, отстает более чем вдвое.
Всего в городе сегодня насчитывается около десятка различных сайтов, претендующих на звание городского портала, но только четыре из них имеют посещаемость свыше 5 тысяч человек, а все остальные едва дотягивают до тысячи. Тема порталов в городе теперь закрыта всерьез и надолго.
Скажите пожалуйста когда будет продолжение? и будет ли он вообще?
ОтветитьУдалитьСкажите пожалуйста когда будет продолжение? и будет ли оно вообще?
ОтветитьУдалитьРекламу городского портала вы увидите здесь - http://fin-invest-credit.ru/ideas_new/reklama.html
ОтветитьУдалитьСупер, прочитал всё на одном дыхании, Дмитрий по строкам блога вы производите впечатление этакого рубаху парня, а теперь я понимаю что это не так, а такой огромный путь заслуживает уважения!
ОтветитьУдалитьС нетерпением жду продолжения.
Глава - ашмановщина какая-то.
ОтветитьУдалитьИ где продолжение?
ОтветитьУдалитьС большим интересом прочитал всю книгу, через кое-что из описанного и сам прошел в свое время.
ОтветитьУдалитьЖду с нетерпением продолжения! Дмитрий пишите, прочитаю с интересом.
Прочитал на одном дыхании! Жду продолжения. Интересно как произошло движение в сторону онлайн бизнеса?
ОтветитьУдалитьпродолжения видимо не будт
ОтветитьУдалить