вторник, 1 мая 2012 г.

Глава 15. Как правильно сделать кофе

В конце 2006 года произошло еще одно событие, которое существенным образом на развитие моей жизни и бизнеса влияния не повлияло, но дало немало интересного опыта. Еще в середине года я стал интересоваться кофейным вендингом, который тогда только-только появился в городе. По отзывам и рекламным статьям все выглядело крайне перспективно.

Чашка кофе обходилась в 2.5-4 рубля в зависимости от рецептуры, а продавалась за 7-20 рублей и не требовала участия человека. Даже примитивный арифметический расчет на листке бумаги показывал, что это крайне выгодный с точки зрения маржи бизнес. То, что так мало внимания отводилось обслуживанию кофейных аппаратов - не настораживало. Ведь это полная автоматика и надо только раз в два-три дня приезжать доливать воду и снимать кассу! Как я был наивен тогда.

Началось все с того, что я искал инвестиций и изложил идею Роману, а он уже пригласил, чтобы разбавить нашу компанию, своего однокурсника Геннадия, у которого уже тогда был автопрокат. Размышления были недолгими: свободных денег ни у кого не было, но всем троим идея показалась здравой и перспективной. Казалось, что нужно только начать, а дальше мы легко увеличим число аппаратов до минимального в бизнес-плане. Тот предполагал наличие в компании десяти аппаратов, а мы смогли найти денег только на два.

На первые два аппарата на себя оформил кредит Гена. Третий аппарат мы купили много позднее на деньги Романа. И на этом инвестиции закончились.

Я сам нашел поставщика. Мы хотели неубиваемые аппараты с мощной антивандальной защитой. И это было второй ошибкой. Первой было - начать этот бизнес всего с двух аппаратов. Выбор пал на модели с металлическим шкафом: они в итоге оказались неподъемными, почти по 200кг весом. Даже четыре грузчика с большим трудом могли их поднять на второй-третий этаж.

Следующей ошибкой стала ожидаемая легкость поиска места под аренду. Я нашел две точки на заводах по сборке бытовой техники у моего клиента. Это даже не стоило нам ни копейки. Но каждая поездка для заправки превращалась в настоящий квест: постоянно меняющаяся охрана регулярно  задерживала того, кто ехал заправлять, для проверки. А наша самая прибыльная точка находилась в 20 километрах от города. Третьей точкой был институт, где с аппаратом отлично конкурировала внутренняя столовая, а стоимость аренды съедала всю прибыль.

С самого начала было трудно решить, кто же будет заниматься заправкой и ремонтом аппаратов. Если покупку и доставку я полностью взял на себя, то заправку по причине безлошадности я освоить не мог. Роман как-то сразу исключил свое участие в рабочем процессе, не всегда мог этим заниматься и Гена. Так что пришлось нанять человека - это съело еще часть и без того низкого дохода.

Неожиданностью оказалось и то, что слабоэксплуатируемые аппараты быстро засоряются - нет постоянного протока горячей воды, а частоэксплуатируемые выходят из строя по причине износа отдельных узлов. За все время работы с вендингом только редкие месяцы обходились без поломок. Поскольку единственным обученным ремонту аппаратов человеком был я, то мы выезжали с заправщиком и ковырялись во внутренностях аппарата до победного конца, иногда по 2-3 часа на месте.

Регулярная работа каждого аппарата была крайне необходима: день простоя мог обходиться в 2-3 тысячи рублей недополученной прибыли.

А останавливаться аппараты могли буквально от чего угодно. Например, забился купюроприемник: если у монетоприемника была кювета для сброса лишних монет, то купюроприемник мог принять только две-три сотни бумажек. Или кончилась вода: мы в конце концов купили огромные бидоны по 50 литров. Или кончился кофе. Или сахар. Или залипла смесью воронка для слива в стаканчик и кофе проливался внутри аппарата. Или какие-то проблемы с программной частью аппарата. Или порвался резиновый соединительный шланг. Или проблемы с механикой ротора внутри кюветы со продуктом - сахаром или сливками.

Хорошо, если нам звонили пользователи. Но чаще всего о проблемах с аппаратами мы узнавали постфактум, когда до него добирался наш заправщик и находил купюроприемник практически пустым.

Выяснилась и другая проблема: аппарат должным образом заваривал только специальный дробленный кофе, который надо было заказывать у поставщика аппаратов. Цена была приемлемой, но самой доставки приходилось ждать больше двух недель. Так что пришлось научиться планировать расход продуктов на несколько месяцев вперед - я делал заказ сразу на 2-3 месяца вперед.

Была и проблема с огромным количеством мелочи. Поначалу звон монет забавлял. Но со временем это стало проблемой. Расходовать такое количество мелочи было некуда, сдавать в банк - сложно, а хранить дома - трудно. У меня до сих пор хранится около пяти тысяч рублей мелкими монетами, часть из которых склеилась под воздействием давления и влаги.

В своем начале любой бизнес больше похож на веселую игру, пока не приходится начинать считать деньги. Легко тратить инвесторские вложения: ты сразу отказываешься от каких-либо прав на них кроме трат на развитие. Но когда стартовые деньги кончаются, то приходится задумываться, что делать дальше.

Наш первый аппарат прибыл в феврале 2007 года, а встал на работу в марте. В начале лета мы получили и установили третий аппарат. В самые лучшие времена удавалось отбиться в ноль. В остальное время вендинг только отнимал время и стоил уже личных денег. О возврате инвестиций никакой речи даже не могло идти.

Сначала из бизнеса вышел Роман, а потом уже я и Гена приняли решение свернуть вендинг. К осени 2007 года у нас работало только два аппарата из трех, причем один почти ничего не приносил, а второму грозила остановка, так как завод по сборке закрывался, а найти второе столь же прибыльное место казалось невозможным. И, откровенно говоря, я устал, а Гена хотел вернуть хоть что-то из потраченного.

Удивительным образом мне повезло продать аппараты одному из моих клиентов: они планировали каким-то образом обустроить питание своих посетителей. Дисконт по итогам переговоров составил 50% к начальной стоимости аппаратов, но мы все равно согласились. Полученная сумма полностью отошла Геннадию для покрытия его кредита. А убыток составил примерно по 9 тысяч долларов на каждого из нас двоих.

Анализируя позже результаты нашей деятельности по вендингу, я видел, что были совершены все ошибки, которые только было можно совершить. Поскольку у каждого уже был свой работающий и прибыльный бизнес, то он видел в вендинге только возможность пассивного вложения капитала. Вместо того, чтобы вкалывать и изыскивать возможности, мы пустили все на самотек.

Мы отказались от корректной и проверенной бизнес-модели, понадеявшись на скорое привлечение дополнительных средств. Мы не пытались рассчитать бизнес, исходя из минимального числа аппаратов и наемного сотрудника. Перед глазами была только идеальная модель с личной занятостью.

Это был полный провал и поражение на всех фронтах. Это не нанесло серьезного ущерба ни одному из нас, но послужило хорошим щелчком по носу, намекая, что надо заниматься тем, в чем разбираешься и в полную силу. У нас был даже шанс крепко рассориться, но помогло общее несерьезное отношение к вендингу. В конце концов все настолько сильно махнули на него рукой, что его смерть больше озаботила надзорные организации, чем нас самих.

История с окончательным закрытием вендинга в итоге растянулась почти на пять лет. Закрыть официально мы его так и не смогли. Под конец оба моих партнера формально продали свои доли самому обществу, а я остался номинальным директором без зарплаты. Еще четыре года мой бухгалтер сдавал нулевые отчеты, пока, наконец, не пришло уведомление об удалении из реестра организаций.

За время работы с кофейными аппаратами я вынес для себя один полезный момент: по уровню приготовления кофе хороший вендинговый аппарат ничем не уступает кофе-машинам. Я выпил десятки литров кофе и других производных от него напитков: капуччино, фрапуччино, кофе с молоком и так далее. Были дни, когда я даже смотреть не мог на очередную чашечку кофе. Но сегодня я спокойно и уверенно бросаю монетки в уже чужие вендинговые аппараты, понимая, что отличие может быть только в самом сорте кофе.

Впрочем, куда сильнее вендинга в 2007 году меня занимал мой филиал в Нижнем Новгороде. Дела в нем пошли не так хорошо, как мне изначально казалось, но вот редкий случай - далеко не по моей вине. Так уж сложились обстоятельства.

1 комментарий:

  1. Дима,

    Вендинг дал нам дал много больше, чем мы от него рассчитывали. Это опыт. Банально, но это так. При том, что бизнес закончился распродажей имущества, мы сумели договориться, сумели найти взаимовыгодное решение для всех сторон. И такой конец я считаю примером, как надо сворачивать. Да мы спорили, да были горячие моменты, но в них мы были вместе за идею, а не против друг друга.

    Жалко, что мы этим опытом не воспользовались и не развили главное - совместное партнерство на принципах команды. Мы тупо разошлись и теперь с удовольствием трепемся вместе по телефонам или пьем водку. А я считаю, что у нас хороший управленческий потенциал + высокий уровень надежности в отношениях. Хех.....


    Роман К.

    ОтветитьУдалить