четверг, 29 марта 2012 г.

Глава 12. Инвестиции в себя

До осени 2006 года крупных и сложных сайтов в работу мне не попадалось. Я даже скучал по хорошим проектам, которые бы заставили работать голову. Последней такой работой стал мой собственный сайт знакомств. Ведь что такое корпоративный сайт: набор статей в красивом фасаде. Это скучно. Каталог товаров или магазин немного разнообразят дело, но по-настоящему сложными задачами не являются. Так что я писал модули для сайта знакомств, которые позволяли вести дневники, общаться не только на форуме или через систему личных сообщений. Однако, это была работа для себя и совсем не приносящая дохода.

Почему именно мне позвонила редактор молодого но уже заявившего о себе делового городского журнала, я не знаю. На 2006 год пришла пора становления веб-отрасли после голодных годов: интернет-бум 2001-2002 годов обернулся затем несколькими годами сильного затишья, сильно проредившими стройные ряды веб-студий в городе. Так что действительно на слуху было не так уж много компаний. Новые и ныне крупные игроки еще не набрали веса, старых осталось не так много, а я - я на что-то претендовал, хотя и не делал ставку только на разработку сайтов.

Как бы там ни было, я пришел на встречу. Лина, редактор издания, вовсе не производила впечатления строгого и пафосного начальника. Да, держалась она и тогда и сейчас по-особенному, по-деловому. Но неловкости не возникло. Только парой лет я понял, что это был московский стиль общения - Лина поработал несколько лет в столичных изданиях. Местные деловые царьки общаются совершенно по-другому. Помню, как кисло смотрел на меня директор одного завода, хотя директором он был только в силу того, что его папа когда-то приватизировал этот завод. Я был для него смердом безкостюмным, червем, грызущим землю, и не более.

Лина пояснила, что обращаться к моему бывшему работодателю (напомню, старейшей веб-студии города) не стала в силу того, что тот уже сделал сайт для конкурентного издания. Из остального небогатого перечня кандидатур она выбрала меня. И по сути можно приступать к работе, вот только одно условие - стопроцентный бартер. Я, недолго думая, согласился.

Я знаю сейчас, почему я согласился на по сути бесплатную работу. А тогда я поступил так исключительно интуитивно. Работы по сайтам было немного, задача казалась интересной и значимой в масштабах города, а о бартере я думал, как о приятной добавке. Серьезный клиент на рекламу в небольшом городе - это реклама сама по себе. Даже московские студии не брезгуют перечислять своих клиентов, бравируя сотрудничеством с ними. Для регионов это даже не PR, это метод выживания на рынке. К тому времени я отлично это осознавал: в моем портфолио уже значился сайт местной электростанции - единственной электростанции в области. Даже просто заключить контракт с этим режимным и полузакрытым федеральным учреждением было успехом. А уж довести его до конца и превратить в сотрудничество на абонентской основе - серьезная заявка на то, что с тобой нужно считаться. Так что я был обязан заключить контракт с журналом, хоть и понял это несколько лет спустя.

Работа над сайтом журнала началась очень серьезно - аутсорсинговый специалист, отдельно нанятый Линой, написал техническое задание на 22 страницах, которое затем было выброшено. Дизайн я пробивал несколько недель, пока просто не настоял на своем варианте в кабинете генерального директора издания. Как только был утвержден дизайн, сделать остальное было делом техники.

Первая версия сайта была простой, легкой и несколько топорной. Я тогда слабо разбирался в издательских веб-системах и многое делал на ощупь. Например, у редактора статей не хватало вебворда, столь привычного сегодня в любом движке. Поэтому картинки в статьи вставлялись довольно сложно кроме заглавного изображения, прикрепляемого через привычную кнопку Обзор.

С другой стороны было несколько новационных (для региона, конечно) технических решений. Например, календарь дней рождений знаковых личностей в городе, зацикленный в бесконечную ленту, или свой календарь курсов валют. Несмотря на кажущуюся простоту задач и сегодня без программиста эти вещи не реализовать в рамках традиционных систем управления сайтом.

Если я все точно помню, то в конце осени мы запустили сайт, и на этом наше сотрудничество с журналом закончилось. Начались дружеские отношения. А главное, я получил три полосы в журнале, которые со временем удалось превратить в четыре, так как журналу требовались доработки, и он переехал ко мне на хостинг.

Я недолго выбирал между тем, чтобы выпускать рекламу в треть полосы в каждом номере или опубликовать на всю полосу (полоса - это одна страница журнала). Полоса - это дорого. Нет, вот так: это ДОРОГО! Я поставил на то, что дорогая реклама работает более качественно в сегменте создания сайтов.

Работа над концептом рекламной полосы заняла не так много времени: я собрал все сайты, которые создавал сам или делал для клиентов. Вышел не такой уж и маленький список, пришлось даже уменьшать его. Рекламный принт состоял из логотипа на четверть листа и списка сайтов в три ряда. И все. Черным по белому с оранжевым логотипом. Никаких красочных и сочных картинок. Никаких подмигивающих сексапильных девушек в деловых костюмах. Никакого обещания сделать лучше или круче. Я сейчас не понимаю, как я хотел привлечь клиентов таким принтом. Я хотел просто внушать уважение своей работой.

Большинство студий в городе могло похвастать списком из 10-15 работ, я представил пятьдесят. Я не завлекал, я утверждал. Это было смело. Для города, где вся реклама строилась на холодных продажах.

И это не дало ни одного клиента.

Ни через неделю, ни через три не было шквала звонков клиентов, желающих сделать сайт. Были те, кто интересовался ценой, но не больше чем месяцем ранее. Я был разочарован и даже не стал давать модуль в следующий номер. Тем не менее, реклама выстрелила. Но совсем не так, как я ожидал. Вместо потока клиентов мне стало легче договариваться.

Теперь, когда я приходил к потенциальному клиенту, то он вспоминал, что видел модуль в журнале (к тому моменту самому популярному в городе в нише деловой прессы) и цокал языком: "вы, наверно, очень круты, если можете публиковать рекламу в этом журнале". Кто-то говорил мне прямым текстом, что "список внушает". Кто-то ссылался на проект из приведенного списка, как пример возможного проекта для себя. Если до этого я был "никто", то теперь вдруг моя студия стала известной. Апофеоз известности студии для меня был на одной из промышленных выставок в городе: я повстречал знакомого, которого знал еще по университету. Он спросил, чем я занимаюсь, я упомянул, что сайтами и назвал свою студию: он покивал головой, что, мол, знакомое название. Редкий повод для гордости - мое детище опередило меня лично по известности, а ведь я никогда не переставал быть публичной фигурой. Впрочем, это уже история из 2009 года.

А 2006 год заканчивался вполне спокойно. Удивительно, но нам в офисе подключили отопление, и мы почти не мерзли. Заказов вполне хватало, чтобы не задумываться о том, что кушать завтра. Но с другой стороны, серьезного рывка не произошло - мой заработок тогда вдвое отставал от зарплаты моего брата, который довольствовался всего одним местом в крупной компании. Агенты исчезли, и продавал услуги только я. Без холодных продаж вообще.

Я продолжал сохранять занятость в госпитале, поддерживал базы данных своих клиентов, писал сайты и занимался маркетингом. Я не брезговал и рисовать макеты, и таскать тиражи печатной продукции своих клиентов из типографии. Я занимался всем, но все заработанные деньги шли на сохранение статус кво при растущей задолженности перед поставщиками. Пора было разрубить этот гордиев узел.

И я взял потребительский кредит. Тогда это была единственная возможность кредитования собственного малого бизнеса в сфере услуг. Но прежде чем я расскажу о формировании моей кредитной истории, я вспомню о небольшой истории возможного получения дармовых денег, дотаций из Европы.

Сергей, памятуя как он меня здорово подставил с объединением, время от времени засылал какие-то плюшки-бонусы. То субарендатор на четверть помещения, то заказ какой-то по мелочи. Однажды в моем офисе появился дяденька в костюме но очень сомнительного вида. Он вызвал меня в коридор и долго пытался что-то объяснить про европейские гранты BAS. Почему мы не могли поговорить открыто, я понял чуть позже, когда прояснилось, что из крошечного гранта на 100 тысяч рублей он как посредник хочет даже не половину, а 60 процентов. Я посмеялся, сказал спасибо и попрощался. Замарачиваться на тот момент с десятками бумаг ради 40 тысяч рублей мне показалось смешным.

Позже я позвонил Сергею и спросил - не идиот ли он, отправляя ко мне таких сомнительных посредников. На что он возразил - ведь это хоть что-то. Впрочем, уже тогда мой перфекционизм сильно шагнул вперед, и "хоть что-то" никак не равнялось скромной сумме в 40 тысяч рублей.

То ли дело кредит на 14 тысяч долларов!

3 комментария:

  1. "Местные деловые царьки общаются совершенно по-другому. Помню, как кисло смотрел на меня директор одного завода, хотя директором он был только в силу того, что его папа когда приватизировал этот завод. Я был для него смердом безкостюмным, червем, грызущим землю и не более."

    Прямо в точку Дим ))

    ОтветитьУдалить
  2. "Я занимался всем, но все заработанные деньги шли на сохранение статус кво при растущей задолженности перед поставщиками"

    То есть деятельность студии все равно была убыточной в то время? Почему?

    ОтветитьУдалить