В 2002 году стало очевидно, что умереть с голода я не умру, но развиваться в рамках университета не получится. Я закончил аспирантуру, имел в активе место ассистента с самым большим числом часов на кафедре - я вел программирование на полутора потоках, занимал синекурное место в ЦНИТ при университете и работал в главном госпитале флота. Дикий, безумный график едва позволял мне писать базы данных для своих клиентов по вечерам дома. Как-то на периферии развивалась семейная жизнь - жена в декабре забеременела. Надо было что-то менять.
Я стал искать работу и нашел две вакансии на каком-то сайте. Веб-студии требовался программист. Параллельно искал программиста набирающий силу Битрикс. Сначала я поехал в последнюю компанию. Тогда еще просто Битрикс, еще полувебстудия-полупроизводитель CMS размещалась в однокомнатной квартире в спальном районе. Мы с Сергеем Рыжиковым прошли на кухню, и я показывал свое резюме, а он дал простое домашнее задание. Задание я выслал уже из университета - язык РНР я тогда знал только шапочно, так что результат явно был корявым и вряд ли заслуживающим внимания. Я отправил его просто наудачу.
Параллельно я записался на собеседование в веб-студию. Их покидал ведущий программист. Он же был единственным программистом студии, в штате был еще вебмастер, но он мог выполнить только верстку. Мое резюме вызвало уважение у руководства студии, вебмастер оказался однокурсником моей жены и моим однофакультетником. Само собеседование я очевидно провалил - проводил его еще не ушедший ведущий программист. Видимо, остальные кандидаты были еще хуже, а за меня хотя бы вступился один из членов коллектива. Позже я узнал, что на меня указал пальцем и ведущий программист со словами, что "это лучшее, что пришло".
Так я стал веб-программистом старейшей веб-студии региона (тогда же просто одной из немногих), а их ведущий программист ушел в Битрикс и через очень короткий срок стал там ведущим программистом, почти полностью видоизменив движок. Мне потом говорили, что он жаловался своим старым коллегам, какой бардак в коде ему достался в этой перспективной компании.
Хозяйство мне досталось очень странное. С одной стороны, это была старейшая веб-студия в регионе. С другой, ее владелец был еще и совладельцем одного из диалапных провайдеров в городе, имел агентство недвижимости, обменник и был непрочь заняться чем-то еще. Например, впоследствии мы выпускали журнал о связи, а затем занялись оперативной полиграфией.
Так что мы занимались всем, и ничего не делали хорошо: просто не было такой возможности. Главным была скорость. Принцип майкрософт: выбрось на рынок и дорабатывай по факту. Нередко мы даже дорабатывать не старались, потому что знали, что клиенту нужен не сайт, а повод похвастаться перед мужиками в бане. Так что по сути студия клепала ширпотреб за сравнительно небольшие деньги, чтобы получить прибыль и иметь постоянный приток средств.
В моей команде кроме меня было три (!) дизайнера и вебмастер. Рынок диктовал такие условия, при которых надо было дать клиенту подходящий визуальный образ. А как работает сайт, его уже мало интересовало. Кадров, способных обслуживать сайт, у заказчика все равно не было. Кроме того, студии было выгодно, если клиент обратится в следующий раз, чтобы заменить один экселевский прайс на другой. Это могло стоить от 1000 до 3000 рублей - приличные по тем временам деньги для такой простой работы.
Тем не менее, начал я работу с создания движка. У меня остались наработки предыдущего программиста, главным в которых был принцип смены модуля в зависимости от аргумента в адресной строке. Все движки работают по такому принципу, но тогда список модулей хранился часто в самом коде, а здесь он был вынесен в базу данных, что сразу делало систему более управляемой и независимой от кода. Это было инновационно. Я использовал этот принцип уже в своей системе и сделал первый сайт - обновил строительный портал города, который курировала веб-студия. Ранее обновление этого сайта шло по большей части руками через разные модули. Теперь все управление пошло через одну административную систему, что повысило производительность контент-менеджеров и позволило больше зарабатывать на привлеченных клиентах.
Это была серьезная первая работа. Кажется, мне дали за нее премию. Я пришел работать на 120 долларов в месяц, который часто платили не в срок, так что 30-40 баксов премии сильно грели душу. Впоследствии таких работ было много, но уже не за каждую я получал премию, хотя стоит признать, что зарплату нам индексировали. Уходил в 2004 году я уже с зарплатой в 230 долларов.
Главным же плюсом новой работы был быстрый интернет без ограничений. Если в вузе мне надо было ждать своей очереди за кафедральным компьютером, то здесь я мог извлекать информацию весь рабочий день. Я мог делать что угодно. Мне вдруг открылся целый мир, где уже я мог управлять средой, создавая площадки для просмотра материалов и общения. Это по-настоящему заводило и возбуждало, как фантазию, так и сексуально. Я мог придумывать сайты по дороге домой и на работу, мог думать об алгоритмах и модулях, засыпая в кровати или за ужином.
Так что не было ничего удивительного в том, что я придумал сайт знакомств. Мне порядком надоело писать порталы на заданную тему. Тогда это было одним из методов заработка компании: в кружок садились все начальники отделов и я, как ведущий программист. Шеф внимательно смотрел на всех, а потом спрашивал, какую тему мы еще не освоили. В итоге после строительного портала появились туристический, медицинский и даже по связной тематике - в город пришли операторы GSM - самое время "косить бабло". Под сайт о связи компания стала выпускать журнал. Я даже написал для него несколько статей. Но долго он не просуществовал - в компании не было профессионалов журнального дела, высасывать темы из пальца становилось все труднее, а рекламодатели перестали проявлять былую активность.
Сайт знакомств стал тестом собственных возможностей и вызовом самому себе. Впоследствии он стал прототипом для ряда других разработок уже в собственной компании. И это был единственное, что я унес с собой, когда уволился.
Я придумал и сделал сайт за восемь часов. Первая версия включала незатейливый дизайн, который на коленке набросал наш верстальщик, возможность регистрации пользователей, поиск по анкетам, кажется новостную колонку. Первыми пользователями стали все сотрудники компании, было сделано и немало фейк-аккаунтов. Рекламировал сайт я тоже довольно примитивно: проспамил его по популярным тогда городским доскам общения, как "первый калининградский сайт знакомств". То, что он не был первым, я узнал довольно скоро. Но уже спустя несколько месяцев конкуренты остались далеко позади.
Метод "сайт на коленке за 8 часов" я впоследствии применял неоднократно и почти всегда успешно. Если идея появилась в голове, надо немедленно выпустить ее в народ. Так уж получается, что если идея появилась, то виной здесь не столько гениальность твоего мышления, сколько способность почувствовать настроение в обществе, среде общения. Завтра это настроение может стать другим, а пока не стало, надо дерзать.
Удивительно, как быстро этот сайт стал популярным. В пике его посещаемость составляла 1000 человек в сутки, на тот момент больше было только у сайта местного мобильного оператора. Сайт съедал 90% ресурсов от арендуемой компанией хостинговой мощности. Это дало возможность проверить на вшивость нашего поставщика хостинга. В итоге мы сменили его.
Вначале босс смотрел на мой сайт знакомств, как на шалость своего программиста, но со временем стал испытывать гордость за его существование. В конце концов, этот продукт родился в недрах его компании. И с удовольствием пересказывал мне менеджеров, которые видели сайт открытым на компьютерах в офисах наших клиентов.
Причин же высказывать недовольство хотя бы по какому-то поводу не было. Единственной причиной задержек в работе была работа дизайнеров, которыми я хоть формально и руководил, но ответственности не нес. Все, что я мог, это постепенно выдавливать из коллектива совсем уж бестолковых рисовальщиков - по моему совету их перевели на сделку и уже делом техники было добиваться того, чтобы только результативные ребята получали заказы, а криворукие сидели на минимальном окладе и вскоре увольнялись.
Атмосфера в компании всегда была занимательной. Компанию на полном серьезе называли кузницей кадров для отрасли. Небольшие зарплаты и дикий темп не позволяли людям задерживаться на любой должности. Так что я часто не успевал запоминать агентов продаж. Да и дизайнеров сменилось за время моей работы человек пять.
Неудивительно, что часто в компанию попадали совсем уж случайные люди. Один из дизайнеров крепко пил и употреблял наркотики. Уволили его только после того, как он проломил голову молотком по пьянке другому сотруднику у себя дома. Контент-менеджер оказался психологом со специализацией "наркология" - со временем он стал курировать договорную работу с клиентами, большую же часть времени он не делал вообще ничего, только болтался по офису без дела и пытался вывести сотрудников на разговор. Еще один менеджер попался на воровстве: он договорился с системным администратором нашей части, связанной с провайдингом, о том, что тот будет собирать сайты и размещать их на мощностях компании, а он будет говорить таким клиентам, что они заказывают сайт у компании. Деньги они делили пополам. Когда агент попался, то его даже не уволили, хотя скандал был страшный. Он ушел сам, пытался заниматься бизнесом, опять проворовался, потерял за долги квартиру и получил срок. Системный администратор уволился позже вместе с базой клиентов провайдера, которую потом пытался продать конкурентам.
При таком бардаке в компании царила атмосфера безудержного веселья. Каждую неделю, а то и дважды отмечался чей-нибудь день рождения или всероссийский праздник. Начинался он с застолья в офисе, а продолжался в боулинге или ночном клубе. Директор не только поддерживал такое времяпровождение, но и активно участвовал в нем. Я и еще несколько человек задерживались только на офисную часть, а потом сбегали домой. Так что жили мы бедно, но весело.
С развитием своих проектов я начал понимать, что могу больше, чем мне предлагают в рамках компании. Кроме того, меня удручала моя заработная плата. Хоть она и составляла к концу 2003 года половину от всего моего заработка (еще четверть давала работа в госпитале за один день в неделю и четверть приносили мои разработки баз данных - я по сути сидел тогда на зарплате в жалюзийной фирме), но все равно была маленькой. Я уже год к тому времени снимал квартиру, у меня росла годовалая дочь. Расходы едва позволяли нам с женой выбираться в кино. О чем-то большем я и мечтать не мог.
Я стал все чаще думать о том, что если в таком бардаке ведется бизнес, приносящий копейку его владельцу, то я бы смог создать что-то и получше. Тем более, что опыт договорной работы у меня уже был. Теперь были и определенные знания о том, как формируются и совершаются холодные продажи: вся работа веб-студия была построена на обзвоне компаний, которые до этого и не догадывались, что им нужен сайт или размещение прайса на никому неизвестном портале. Босс не верил в рекламу, хотя регулярно тратил на нее деньги. Основным двигателем продаж он считал своих агентов, которые всегда работали у него по наитию, как получится.
В конце 2003 года в студии появилось направлении полиграфии. Возглавила его и была единственным менеджером женщина примерно тридцати лет, но выглядевшая старше, грузная, с импульсивным эксцентрическим характером. Она с полным правом считала себя профессионалом в области полиграфии, так как когда-то занималась ею как частный предприниматель, а до этого торговала бумагой на Камчатке. Она знала, как мне тогда казалось, все о бумаге и много о полиграфии. Ее появление стало заметным событием в компании, но гораздо больше ее появление повлияло именно на мою жизнь. Но тут уже вмешался его величество случай.
Я стал искать работу и нашел две вакансии на каком-то сайте. Веб-студии требовался программист. Параллельно искал программиста набирающий силу Битрикс. Сначала я поехал в последнюю компанию. Тогда еще просто Битрикс, еще полувебстудия-полупроизводитель CMS размещалась в однокомнатной квартире в спальном районе. Мы с Сергеем Рыжиковым прошли на кухню, и я показывал свое резюме, а он дал простое домашнее задание. Задание я выслал уже из университета - язык РНР я тогда знал только шапочно, так что результат явно был корявым и вряд ли заслуживающим внимания. Я отправил его просто наудачу.
Параллельно я записался на собеседование в веб-студию. Их покидал ведущий программист. Он же был единственным программистом студии, в штате был еще вебмастер, но он мог выполнить только верстку. Мое резюме вызвало уважение у руководства студии, вебмастер оказался однокурсником моей жены и моим однофакультетником. Само собеседование я очевидно провалил - проводил его еще не ушедший ведущий программист. Видимо, остальные кандидаты были еще хуже, а за меня хотя бы вступился один из членов коллектива. Позже я узнал, что на меня указал пальцем и ведущий программист со словами, что "это лучшее, что пришло".
Так я стал веб-программистом старейшей веб-студии региона (тогда же просто одной из немногих), а их ведущий программист ушел в Битрикс и через очень короткий срок стал там ведущим программистом, почти полностью видоизменив движок. Мне потом говорили, что он жаловался своим старым коллегам, какой бардак в коде ему достался в этой перспективной компании.
Хозяйство мне досталось очень странное. С одной стороны, это была старейшая веб-студия в регионе. С другой, ее владелец был еще и совладельцем одного из диалапных провайдеров в городе, имел агентство недвижимости, обменник и был непрочь заняться чем-то еще. Например, впоследствии мы выпускали журнал о связи, а затем занялись оперативной полиграфией.
Так что мы занимались всем, и ничего не делали хорошо: просто не было такой возможности. Главным была скорость. Принцип майкрософт: выбрось на рынок и дорабатывай по факту. Нередко мы даже дорабатывать не старались, потому что знали, что клиенту нужен не сайт, а повод похвастаться перед мужиками в бане. Так что по сути студия клепала ширпотреб за сравнительно небольшие деньги, чтобы получить прибыль и иметь постоянный приток средств.
В моей команде кроме меня было три (!) дизайнера и вебмастер. Рынок диктовал такие условия, при которых надо было дать клиенту подходящий визуальный образ. А как работает сайт, его уже мало интересовало. Кадров, способных обслуживать сайт, у заказчика все равно не было. Кроме того, студии было выгодно, если клиент обратится в следующий раз, чтобы заменить один экселевский прайс на другой. Это могло стоить от 1000 до 3000 рублей - приличные по тем временам деньги для такой простой работы.
Тем не менее, начал я работу с создания движка. У меня остались наработки предыдущего программиста, главным в которых был принцип смены модуля в зависимости от аргумента в адресной строке. Все движки работают по такому принципу, но тогда список модулей хранился часто в самом коде, а здесь он был вынесен в базу данных, что сразу делало систему более управляемой и независимой от кода. Это было инновационно. Я использовал этот принцип уже в своей системе и сделал первый сайт - обновил строительный портал города, который курировала веб-студия. Ранее обновление этого сайта шло по большей части руками через разные модули. Теперь все управление пошло через одну административную систему, что повысило производительность контент-менеджеров и позволило больше зарабатывать на привлеченных клиентах.
Это была серьезная первая работа. Кажется, мне дали за нее премию. Я пришел работать на 120 долларов в месяц, который часто платили не в срок, так что 30-40 баксов премии сильно грели душу. Впоследствии таких работ было много, но уже не за каждую я получал премию, хотя стоит признать, что зарплату нам индексировали. Уходил в 2004 году я уже с зарплатой в 230 долларов.
Главным же плюсом новой работы был быстрый интернет без ограничений. Если в вузе мне надо было ждать своей очереди за кафедральным компьютером, то здесь я мог извлекать информацию весь рабочий день. Я мог делать что угодно. Мне вдруг открылся целый мир, где уже я мог управлять средой, создавая площадки для просмотра материалов и общения. Это по-настоящему заводило и возбуждало, как фантазию, так и сексуально. Я мог придумывать сайты по дороге домой и на работу, мог думать об алгоритмах и модулях, засыпая в кровати или за ужином.
Так что не было ничего удивительного в том, что я придумал сайт знакомств. Мне порядком надоело писать порталы на заданную тему. Тогда это было одним из методов заработка компании: в кружок садились все начальники отделов и я, как ведущий программист. Шеф внимательно смотрел на всех, а потом спрашивал, какую тему мы еще не освоили. В итоге после строительного портала появились туристический, медицинский и даже по связной тематике - в город пришли операторы GSM - самое время "косить бабло". Под сайт о связи компания стала выпускать журнал. Я даже написал для него несколько статей. Но долго он не просуществовал - в компании не было профессионалов журнального дела, высасывать темы из пальца становилось все труднее, а рекламодатели перестали проявлять былую активность.
Сайт знакомств стал тестом собственных возможностей и вызовом самому себе. Впоследствии он стал прототипом для ряда других разработок уже в собственной компании. И это был единственное, что я унес с собой, когда уволился.
Я придумал и сделал сайт за восемь часов. Первая версия включала незатейливый дизайн, который на коленке набросал наш верстальщик, возможность регистрации пользователей, поиск по анкетам, кажется новостную колонку. Первыми пользователями стали все сотрудники компании, было сделано и немало фейк-аккаунтов. Рекламировал сайт я тоже довольно примитивно: проспамил его по популярным тогда городским доскам общения, как "первый калининградский сайт знакомств". То, что он не был первым, я узнал довольно скоро. Но уже спустя несколько месяцев конкуренты остались далеко позади.
Метод "сайт на коленке за 8 часов" я впоследствии применял неоднократно и почти всегда успешно. Если идея появилась в голове, надо немедленно выпустить ее в народ. Так уж получается, что если идея появилась, то виной здесь не столько гениальность твоего мышления, сколько способность почувствовать настроение в обществе, среде общения. Завтра это настроение может стать другим, а пока не стало, надо дерзать.
Удивительно, как быстро этот сайт стал популярным. В пике его посещаемость составляла 1000 человек в сутки, на тот момент больше было только у сайта местного мобильного оператора. Сайт съедал 90% ресурсов от арендуемой компанией хостинговой мощности. Это дало возможность проверить на вшивость нашего поставщика хостинга. В итоге мы сменили его.
Вначале босс смотрел на мой сайт знакомств, как на шалость своего программиста, но со временем стал испытывать гордость за его существование. В конце концов, этот продукт родился в недрах его компании. И с удовольствием пересказывал мне менеджеров, которые видели сайт открытым на компьютерах в офисах наших клиентов.
Причин же высказывать недовольство хотя бы по какому-то поводу не было. Единственной причиной задержек в работе была работа дизайнеров, которыми я хоть формально и руководил, но ответственности не нес. Все, что я мог, это постепенно выдавливать из коллектива совсем уж бестолковых рисовальщиков - по моему совету их перевели на сделку и уже делом техники было добиваться того, чтобы только результативные ребята получали заказы, а криворукие сидели на минимальном окладе и вскоре увольнялись.
Атмосфера в компании всегда была занимательной. Компанию на полном серьезе называли кузницей кадров для отрасли. Небольшие зарплаты и дикий темп не позволяли людям задерживаться на любой должности. Так что я часто не успевал запоминать агентов продаж. Да и дизайнеров сменилось за время моей работы человек пять.
Неудивительно, что часто в компанию попадали совсем уж случайные люди. Один из дизайнеров крепко пил и употреблял наркотики. Уволили его только после того, как он проломил голову молотком по пьянке другому сотруднику у себя дома. Контент-менеджер оказался психологом со специализацией "наркология" - со временем он стал курировать договорную работу с клиентами, большую же часть времени он не делал вообще ничего, только болтался по офису без дела и пытался вывести сотрудников на разговор. Еще один менеджер попался на воровстве: он договорился с системным администратором нашей части, связанной с провайдингом, о том, что тот будет собирать сайты и размещать их на мощностях компании, а он будет говорить таким клиентам, что они заказывают сайт у компании. Деньги они делили пополам. Когда агент попался, то его даже не уволили, хотя скандал был страшный. Он ушел сам, пытался заниматься бизнесом, опять проворовался, потерял за долги квартиру и получил срок. Системный администратор уволился позже вместе с базой клиентов провайдера, которую потом пытался продать конкурентам.
При таком бардаке в компании царила атмосфера безудержного веселья. Каждую неделю, а то и дважды отмечался чей-нибудь день рождения или всероссийский праздник. Начинался он с застолья в офисе, а продолжался в боулинге или ночном клубе. Директор не только поддерживал такое времяпровождение, но и активно участвовал в нем. Я и еще несколько человек задерживались только на офисную часть, а потом сбегали домой. Так что жили мы бедно, но весело.
С развитием своих проектов я начал понимать, что могу больше, чем мне предлагают в рамках компании. Кроме того, меня удручала моя заработная плата. Хоть она и составляла к концу 2003 года половину от всего моего заработка (еще четверть давала работа в госпитале за один день в неделю и четверть приносили мои разработки баз данных - я по сути сидел тогда на зарплате в жалюзийной фирме), но все равно была маленькой. Я уже год к тому времени снимал квартиру, у меня росла годовалая дочь. Расходы едва позволяли нам с женой выбираться в кино. О чем-то большем я и мечтать не мог.
Я стал все чаще думать о том, что если в таком бардаке ведется бизнес, приносящий копейку его владельцу, то я бы смог создать что-то и получше. Тем более, что опыт договорной работы у меня уже был. Теперь были и определенные знания о том, как формируются и совершаются холодные продажи: вся работа веб-студия была построена на обзвоне компаний, которые до этого и не догадывались, что им нужен сайт или размещение прайса на никому неизвестном портале. Босс не верил в рекламу, хотя регулярно тратил на нее деньги. Основным двигателем продаж он считал своих агентов, которые всегда работали у него по наитию, как получится.
В конце 2003 года в студии появилось направлении полиграфии. Возглавила его и была единственным менеджером женщина примерно тридцати лет, но выглядевшая старше, грузная, с импульсивным эксцентрическим характером. Она с полным правом считала себя профессионалом в области полиграфии, так как когда-то занималась ею как частный предприниматель, а до этого торговала бумагой на Камчатке. Она знала, как мне тогда казалось, все о бумаге и много о полиграфии. Ее появление стало заметным событием в компании, но гораздо больше ее появление повлияло именно на мою жизнь. Но тут уже вмешался его величество случай.
Дальше то что? Пиши, пиши...
ОтветитьУдалитьНе все сразу. Я не автомат.) Подписывайтесь, твитьте. Больше народу - мне веселее писать.
ОтветитьУдалитьЧитается на одном дыхании, очень интересно.
ОтветитьУдалитьНу вот, на самом интересном месте...
ОтветитьУдалитьНу вот, только началось про женсчин и сразу закончилось)))
ОтветитьУдалитьЖду дальше, отлично.
Жги Димон! Очень интересно
ОтветитьУдалитьИнтересно читать, подписался.
ОтветитьУдалитьДим пиши давай!
ОтветитьУдалить