воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Глава 1. Начало. 2001г.

- Можешь такое?
- Могу.

Половина известных мне компаний в малом бизнесе началась не с идеи и начального капитала, а с этого незатейливого вопроса. Это не была проверка на слабо. Человек интересовался вполне конкретной задачей, которую должен был решить для своего клиента в другой сфере. Малый бизнес - не крупный, позволить себе соблюдать монотонное исполнение только своих задач не может. От тебя всегда ждут совета или предложения. Собственно, почему бы и нет. Ты поможешь ему, он - тебе, и возможно из этого вырастет нечто большее, чем просто решение небольшой и срочно возникшей проблемы. Хобби - это половина из оставшейся половины причин появления небольших компаний.

Я мог ответить, что не смогу, что понятия не имею, справлюсь или нет. Я мог придумать пять десятков причин, по которым не мог этого сделать. Например, я работал с девяти утра до шести вечера и физически не мог попасть в рабочие дни к потенциальному клиенту. Кроме того, я вообще никогда ничего не писал на сторону. И последнее, я не считал, что вообще способен написать необходимую программу, осознавая реальный уровень собственных навыков программирования. Я быстрый программист, точнее, тогда им был. Быстрый, легко соображающий, способный держать в голове сотни алгоритмов и плести из них кружево, но технического мастерства нет и сейчас, а тогда многие вещи я делал на грани разумности.

Но я сказал "да". Смогу. Сделаю. Попробую. Дайте шанс. Я выполню эту работу. Найду приемлемое решение. Есть сотни синонимом, я же ограничился одним словом "могу", и оставил за своим посредником право назначить встречу. В субботу - другого варианта у меня все равно не было.

Меня встретила начальник отдела и сразу приступила к делу: речь шла о программе расчета сметной стоимости дорожных работ. Это сейчас есть много программ, а пара из них считается стандартом вроде 1С в бухгалтерии, а тогда каждый считал во что горазд. Мне показали морально устаревший продукт, написанный на FoxPro неизвестным и рассосавшимся со временем фрилансером. Неизвестный дядечка сделал, как сумел, программу, в которую с одной стороны забивался справочник цен, с другой вводился список работ по конкретному продукту. Результатом являлся сметный расчет в текстовом файле.

В век стремительно наступающего на страну MicroSoft Word - расчеты в формате TXT казались смешными и уродливыми. Тетушки из отдела расчетов переносили эти цифры в установленный на рабочих местах Word или Excel. Но даже это их устраивало, не устраивал сам расчет - формулы подправить было нельзя, а требования к расчетам по СНИП менялись. Кроме того, компания активно развивала коммерческий сектор, где схема сметного расчета отличалась от того, что делался по господряду.

Я ничего не понял, выпил чаю, покивал несколько раз головой, скопировал всю программу, как есть и пообещал воссоздать по ней новый продукт. Наглости не было. Было чистое безумие ничем не омраченного разума неофита. В конце концов, я уже что-то знал о базах данных и даже кое-что умел. Так что задача не казалась мне неразрешимой.

Эту программу я писал в рабочее время. К тому времени, основное время на своей постоянной работе я проводил за чтением электронных книг - работы по профилю было мало, а сказать "какого хрена ты ничего не делаешь" мне никто не мог: никто из коллег по отделу не поднялся выше использования стандартных программ, и для них чтение руководства по языку программирования и электронной книги были одним и тем же - просто чтение с экрана.

Так что никто не вмешивался, когда вместо чтения художественных книг, я стал ковырять чужую программу и создавать собственную. Я держал в одном окне открытым программу на FoxPro, а в другом воссоздавал таблицы и формы. Спасало ситуацию и то, что мне удалось быстро разобраться с внутренней начинкой системы, несмотря на отсутствие исходного кода. Всегда приятно, когда искусственное нагнетание сложности задачи оказывается пустым пшиком. Позднее я стал это использовать в работе: представить легкое сложным часто полезно, чтобы клиент не обольщался по поводу парочки магических пассов над клавиатурой. Клиент легко уверяется, что его задача превышает все разумные пределы, а ты получаешь передышку, чтобы спокойно повозиться с занудными формами и отчетами, где работа несложная, но отнимает огромное время.

Спустя три недели я смог создать первую кривую и неправильно работающую версию программы. Спустя еще две мы привели ее в состояние, не только работающее, но и понятное сотрудникам отдела расчетов. А красивые отчеты и возможность получить цифры в Excel их приводили в состояние восторга. Я был готов получить свое вознаграждение сполна.

Я получил за работу от своего посредника сто баксов, которые он мне передал в автомобиле, словно в плохом фильме про драгдилеров. Конечно, это была почти моя зарплата на постоянном месте работы, но почему-то стало жутко обидно. Посредник тогда почувствовал напряжение и предложил взять еще что-то из техники в его магазине. В качестве сладкой пилюли я выбрал компактный ноутбук, который потом еще несколько лет использовал почти исключительно для установленных на нем простых игр: настолько простым он был в качестве начинки. Экран ноутбука пересекала зеленая полоса пробоя, замок на крышке был сломан, а батарея держала только 30 минут. Но тогда ноутбуков вообще не было почти ни у кого, и даже такой уродец казался мне имиджевой вещью.

Рана, полученная в результате микроскопического вознаграждения, так и не затянулась. И я стал думать, как бы я смог работать на себя. Ни опыта, ни знаний в области бизнеса не было никаких. Зато было громадное желание ни с кем не делиться, если вдруг с неба упадет какой-то заказ. Думать о том, что заказы надо будет искать, что даже нулевую фирму надо обслуживать по отчетности, было некогда.

Я поговорил с младшим братом, он поговорил с отцом, они всегда были ближе, отец поговорил с юристом компании, где работал и дал 600 долларов. На 300 я купил компьютер в сборке, набитый пиратскими программами. Еще 300 ушло юристу за создание компании. Это была грабительская цена, это я узнал пару лет спустя, но тогда это был единственный, кто был готов помочь с проблемой организации компании. Поскольку денег отец дал брату, то компания была оформлена на двоих. Но ни разу за все время брат не пытался что-то сделать для компании, всегда считал ее только моей, и спустя много лет я закончил формальную историю его участия, выведя его из состава учредителей моего первого юридического лица.

Суровая реальность в виде необходимости сдавать отчеты о нулевой деятельности раз в квартал пришла с первым отчетом. Мне помогли заполнить пустой отчет, но простояв с дискетой несколько часов в отделении налоговой инспекции, я стал понимать, что что-то тут не так. Я хотел заниматься бизнесом, а не стоять в очередях, ради того, чтобы на цыпочках зайти в кабинет инспектора и отдать ему дискетку и распечатку с нулевым отчетом. Еще обиднее было получить отказ принять отчет, когда за спиной несколько часов очереди. Я был дико взбешен где-то глубоко внутри и стал искать возможность найти, на кого перевалить бухгалтерский труд.

К тому времени я уже подрядился писать еще несколько программ: для промышленного производства окон и жалюзи и для радио. Один и тот же заказчик нашел мое резюме на сайте по работе в регионе и предложил сделать для него пару программ учета. Когда пишешь такие программы, то волей-неволей вынужден глубоко вникать в процессы компании. В итоге образуется огромное количество знакомств с управленцами на всех уровнях. И, конечно, среди них были бухгалтера. Вот бухгалтер радио и порекомендовала мне свою подругу.

Подруга оказалась суровой дамой лет шестидесяти, в прошлом аудитором, перешедшим на работу в качестве удаленного бухгалтера для небольших компаний. Она снимала крохотный офис в одном из муравейников - офисных зданий-переделок из бывших госучреждений. Вряд ли я производил впечатление потенциально интересного клиента. Я плохо одевался, мало и редко питался. К тому времени, я уже стал постепенно улучшать свое материальное положение, но от других офисных работников меня все равно отличали разве что горящие глаза. Мы мило побеседовали, и она предложила мне в качестве ведущего дела своего сына, обещая все контролировать сама. Спустя пять лет я пытался припомнить ей эти слова, но так и не нашел понимания. Мать за сына не в ответе.

На тот момент деятельность компании по бумагам представляла из себя одни нули. Два имеющихся клиента платили на руки наличными, а первый клиент на безнал появился позже. Так что условия меня устроили, цена услуг - тоже. Мы ударили по рукам, и я с тех пор твердо держусь мнения, что сколь бы малой ни была твоя деятельность, ты должен заниматься именно ею, а не бумагами и налоговой отчетностью. Зачем тратить время на беготню по фондам, если можно провести его с пользой для дела и найти новый заказ. Я выбрал работу и никогда не жалел об этом, даже когда по халатности бухгалтера начислялись штрафы: сменить бухгалтера проще, чем пытаться вникать в сложности составления отчетов.

Итак в 2002 году я имел вполне законное юридическое лицо, нулевой счет в банке и несколько "черных" клиентов. Можно было начинать экспансию. Вот только продавать я не умел. Ни себя, ни свои навыки. Более того, вся моя идея на тот момент была основана на моем умении делать пусть и хорошие, но относительно недорогие базы данных. Стоимость одной базы была от 300 долларов, впоследствии удалось поднять цену до 600, но выше были уже стандартные аналоги, которые не устраивали потенциальных заказчиков, но были для них достаточным ориентиром, чтобы ставить разработчикам условия по цене.

Сейчас я уже могу твердо сказать, что приложение под заказ никак не может стоить дешевле 200-300 тысяч рублей, а сложные разработки, на которым я работал в течение года, должны были обходиться заказчик не меньше чем в 500-800 тысяч. Но я был молод, у меня была постоянная работа (даже две), и бизнес был просто возможностью заработать чуть больше денег. Когда нет денег и опыта, но есть время, стоит продавать свое время дешево - хотя бы ради опыта.

Так что я смело брался за любую подвернувшуюся возможность сделать базу данных. Тем более, что было этих возможностей не так уж много: я не давал рекламы и основным каналом клиентов оставались рекомендации. А первых клиентов я нашел через сайт по работе. Но о них - уже в следующей главе.

6 комментариев:

  1. Ну с почином так сказать Дим ))
    Есть похожие моменты с моими начинаниями, правда сфера деятельности разная ))

    ОтветитьУдалить
  2. Зачитался... Перечитал, ловил себя на мысли, что моделирую ситуацию подобную той что в главе и ставлю себя на твое место. Как-то так... В общем зацепило - жду продолжения.

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитал на одном дыхании. Не ожидал. Ждем продолжения.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, Дим. Молоток, очень интересно, а главное актуально для меня, я вот сам год назад уволился и открыл "вебстудию", интересно почитать с чего начиналось "восхождение" у остальных.

    ОтветитьУдалить
  5. Замечательные главы. Ждем продолжения!

    ОтветитьУдалить
  6. Прекрасно, только в конце немного закрались опечатки.
    "Сейчас я уже могу твердо сказать, что приложение под заказ никак не может стоить дешевле 200-300 тысяч рублей, а сложные разработки, на которымИ я работал в течение года, должны были обходиться заказчикУ не меньше чем в 500-800 тысяч. Но я был молод, у меня была постоянная работа (даже две), и бизнес был просто возможностью заработать чуть больше денег. Когда нет денег и опыта, но есть время, стоит продавать свое время дешево - хотя бы ради опыта."

    ОтветитьУдалить